Обмануть всех: история самого хитрого министра Франции Жозефа Фуше
История знает множество противоречивых и даже скандальных персонажей. Одним из них был Жозеф Фуше, для одних – гениальный министр полиции Франции, а для других – предатель со стажем. «Двум господам служить нельзя» - говорят в народе, но этот министр умудрился служить сразу пяти. Рассказываем историю побед и компромата, криминала и примерной изворотливости «отца компромата» Жозефа Фуше.
Кто такой Жозеф Фуше?
Если ложь и лицемерие в обществе однозначно признаны как благодетель, то хитрость до сих пор не определена. Ведь хитрость одновременно может работать как во зло, так и во благо ее господину. Именно так случилось и с Жозефом Фуше. Уроженец крошечного городка Ле-Пельрен под Нантом, Фуше прошел обучение в Париже, причем получил духовное образование в конгрегации ораторианцев и едва ли не стал монахом. Но образование в конгрегации Жозефу Фуше особенный духовных качеств не принесло. Даже более того – несмотря на то, что к духовному ордену Фуше принадлежал добрый десяток лет, он постоянно глумился над религией, выставлял напоказ свой атеизм и даже бахвалился им.
Однако, свои убеждения по поводу религии он высказывал с опаской долгое время и вплоть до самой Французской Революции, довольствовался скромными постами в администрациях различных ведомств и до поры, до времени «не высовывался».
Жозеф Фуше и Революция: в нужное время, в нужном месте
Какими качествами должен обладать человек во Франции на рубеже эпох, в предреволюционные годы, чтобы к нему прислушались всерьез? Конечно же, иметь классическое образование и владеть манерами, уметь поддержать светскую беседу и затмить всех своим остроумием, ну и конечно, иметь ряд последователей или единомышленников.
Жозефу Фуше несказанно повезло (впрочем, везение до поры, до времени всегда сопутствует хитрым людям) – накануне Революции, в 1780-х годах он занял пост начальника (ректора) колледжа в Нанте и работал, надо сказать, усердно и на совесть. Под его началом колледж процветал. Кризис в производстве и первые народные волнения 1787-88 годов Жозеф Фуше встречал пламенно и воодушевленно, будто бы почувствовав: решительные и глубокие перемены в его жизни и жизни страны уже не за горами. И решив немедленно действовать, Жозеф Фуше в 1790-м году покидает колледж и примыкает к одному из радикальных клубов города, выступая на публике. В это же самое время Жозеф Фуше становится адвокатом.
Звание адвоката сближает его с такими деятелями Революции, как адвокат Демулен, который призвал народ «к оружию» и взятию Бастилии, хотя история и скрыла от нас достоверные сведения, был ли Фуше участником взятия крепости и дальнейших вооруженных столкновений. Однако, партия монтаньяров, к которой Фуше примкнул в 1792 году, позволила ему попасть в конвент и получить право голосования. Так, Фуше поддержал решение о казни короля Людовика XVI, также голосовал против его апелляции к народу и против отсрочки казни.
События в Лионе и хвальба «на крови»
Фуше стал одним из самых горячих участников крайних радикальных клубов и в марте 1793 года получает большой кредит доверия от руководителей Революции и отправляется в департамент Нижней Луары, обязуясь собрать там ополчение. Уже в июне 1793 года Фуше отправляется в западные и центральные департаменты Франции, чтобы там «приглашать граждан вооружиться против вандейцев» и в ходе своего путешествия, Фуше активно выступает с революционными речами и не гнушается радикальными мерами. К примеру, в Невере Фуше запретил религиозные манифестации вне церквей и даже похороны не стали исключением, которые отныне именовались «гражданским собранием», а с кладбища города он приказал удалить кресты и водрузил статую с подписью «Смерть есть вечный сон».
В октябре 1793 года он вместе с Колло д’Эрбуа был отправлен в Лион для восстановления там спокойствия после федералистского восстания, требующего отделение территории. Подавление восстания Фуше провел жестко и методично, расстреляв множество народа. При этом, по возвращению в Париж, он хвалился устроенным в Лионе кровопролитием и вспоминал об этом эпизоде, как об «акте возмездия». За подобные «заслуги» Фуше избрали председателем клуба якобинцев, незадолго до казни Дантона.
И вроде бы, карьера революционера (а для Фуше во многом его деятельность могла считаться именно карьерой) сложилась, но неожиданно, в конце 1794 года Фуше публично порицает крайности террора и объявляет себя противником Робеспьера, а затем становится активным сторонником падения и казни одного из лидеров Революции.
Сторонники Фуше отмечают, что после казни Робеспьера, Фуше числился в рядах умеренных, сидел в тюрьме в 1795 году и лишь амнистия позволила ему выйти на свободу. Противником Робеспьера он стал осознанно – за его чересчур жестокие методы воздействия на населения.
Но противники будущего министра отмечают – Робеспьер практически с самого начала работы Фуше в конвенте, невзлюбил молодого адвоката и постоянно говорил об этом со своими советниками. Робеспьер собирался удалить его из конвента и принять против него еще более крутые меры, но увы – колода тасуется причудливо и в этот раз «козырь» попал в руки самого Фуше, определив дальнейшую судьбу лидера Революции. Ну и конечно, противники вспоминают события в Леоне, припоминая «дорогому министру» его нескрываемое торжество по поводу кровопролития.
Как бы там ни было, но Французская Революция подняла Фуше на гребень и лишь его собственный острый ум, хитрость и природная смекалка позволили ему остаться на вершине.
На службе Директории: «отец компромата»
В 1798 году Жозефу Фуше, спустя два года после заключения, улыбается вновь удача – он предстает перед виконтом Полем де Баррасом в обличии героя Революции, бесстрашного воина (и, добавляя от порицателей – палача) и несправедливо осужденного адвоката, что помогает ему получить протекцию и пост посланника в Цизальпинскую республику. Однако, здесь «верный» Фуше не теряет шанса поймать власть за хвост, собирает вокруг себя соратников и предпринимает попытку государственного переворота, пользуясь тем, что Цизальпинская республика была государством-сателлитом и обладала рядом суверенных прав. Увы или к счастью, переворот Фуше не удался – кто-то из населения не хотел «мутить воду в ступе», кто-то просто не доверял новым посланникам Франции, но так или иначе – Директорию Фуше обмануть не удалось.
По неизвестным причинам, Директория в лице Барраса не обиделась на своего нерадивого посланника и отослала его в Голландию, где достопочтенный виконт решил перебросить энергию Фуше в другое русло, назначив его министром полиции. И не прогадал.
Фуше в образе министра полиции стал не просто незаменимым сотрудником Директории, но и по-настоящему оказался на своем месте. Принимая участие в собраниях якобинцев еще на этапе формирования партии, постоянно меняя политические убеждения и франкции, Фуше знал об их членах если не все, то многое – кто с кем дружит и враждует, у кого есть личные интересы в других городах Франции и другие сведения. Фуше разработал собственную схему взаимоотношений в политическом устройстве, поняв, кто на кого влияет, и завербовал нескольких слуг и секретарей, сделав из них шпионов и даже – форменных провокаторов. Все новости, сведения, слова и решения Фуше собирал по крупицам и к концу 1799 года имел нешуточный компромат на многих политических, финансовых и народных деятелей Директории, получив в свои руки мощную власть и руководство. Так Фуше стал настоящим «отцом компромата».
Борьба двух личностей: Наполеон и Фуше
«Кто владеет информацией – тот владеет миром»
Осенью 1799 года Директорию разогнали, многих ее деятелей посадили в тюрьмы и выслали из страны. Эта участь, разумеется, миновала Фуше, поскольку прямого влияния на решения Директории он не имел, практически все время находился в Голландии, где ответственно и методично уничтожал врагов Революции, как министр полиции. Но самое главное – Фуше оказался незаменимым человеком, который все обо всех знал. И Наполеону, только что пришедшему к власти, это было хорошо известно.
Для Наполеона история Фуше начиналась с разгона клуба якобинцев, активным членом которого он был во времена Революции, и которые во многом помогли ему достичь высот. Однако, в дни разгона Директории, Фуше лично закрыл клуб якобинцев, запретил к выпуску 11 журналов сторонников движения и самое главное – энергично поддерживал Наполеона, мгновенно «перестроившись» под его систему.
Именно поэтому Наполеон, будучи хладнокровным и рассудительным, не стал лишать Фуше поста министра полиции и даже простил ему то, что министр не сумел предупредить одно из многочисленных покушений на него в 1800 году. Еще два года Фуше был министром полиции и продолжал методично собирать компромат на каждого в окружении Наполеона, а эксперты добавляют – и на него самого.
В 1802 году Наполеон отправляет Фуше в качестве сенатора прочь из Парижа, дарит ему 2,4 миллиона франков. Противники Фуше настаивают на версии о том, что в покушении 1800 года был повинен и сам министр, что и вызвало недовольство и даже неприязнь со стороны Наполеона. Однако, как бы там ни было, но уже спустя два года – в 1804, Фуше возвращает свой пост министра полиции и остается им до 1810 года, пользуясь неограниченным влиянием. Все потому, что заместители министра совершенно не имели понятия об осведомителях, шпионах и провокаторах Фуше и их работа не могла гарантировать Наполеону безопасность.
«Второе пришествие» и история с герцогом Энгиенским
Жозеф Фуше, вновь заняв пост министра полиции в марте 1804 года, выступил против расстрела единственного оставшегося в живых принца крови – герцога Энгиенского, которого Наполеон считал своим личным врагом. Герцога Энгиенского, несмотря на все протесты, расстреляли в Венсенском рву.